Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
В МБДОУ № 17 функционируют группы общеразвивающей (1) и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (4).
В МБДОУ №17 созданы все необходимые условия для успешного осуществления образовательного процесса и полноценного развития детей в т.ч. инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Работа всего персонала направлена на создание комфорта, уюта, положительного эмоционального климата воспитанников.
Для детей инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ №17 созданы следующие условия:
- обеспечивается равный доступ к образованию для всех воспитанников с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (ст.2 п.27 Закона об образовании РФ).
- в ДОО действует психолого- педагогический консилиум с целью психологопедагогического консультирования родителей и педагогов.
- заключён договор о взаимодействии с муниципальным бюджетным
образовательным учреждением «Центром диагностики и консультирования», специалисты которого оказывают помощь педагогам и родителям. - создан условия, обеспечивающие полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений физического и речевого развития, высших психических функций становление личности ребенка
- проводится коррекционная работа учителей-логопедов, педагога-психолога.
Нормативно-правовое обеспечение:
О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Наличие оборудованных учебных кабинетов
Предметно-пространственная среда детского сада включает:
3 групповых помещения:
В состав группового помещения входят: раздевальная (приемная) (для приема детей и хранения верхней одежды), групповая — игровая (для проведения игр, ОД, ситуаций образовательного характера и приема пищи), туалетная (совмещенная с умывальной).
Групповые помещения оборудованы современной мебелью и игровым оборудованием.
Расположение мебели и игрового оборудования отвечает санитарно-гигиеническим нормам, технике безопасности и принципам психологического комфорта.
В групповых помещениях созданы центры детской активности, которые обеспечивают все виды детской деятельности, в которых организуется образовательная деятельность:
- центр двигательной активности — ориентирован на организацию подвижных игр;
- центр безопасности — позволяет организовывать образовательный процесс для развития у детей навыков безопасности жизнедеятельности;
- центр игры — содержит оборудование для организации сюжетно-ролевых детских игр, предметы-заместители;
- центр конструирования — содержит разнообразные виды строительного материала и детских конструкторов, бросового материала схем, рисунков, картин, демонстрационных материалов для организации конструкторской деятельности детей;
- центр логики и математики — содержит разнообразный дидактический материал и развивающие игрушки, а также демонстрационные материалы для формирования элементарных математических навыков и логических операций;
- центр экспериментирования — ориентирован на организацию наблюдения и труда, содержит игровое оборудование, демонстрационный материал и дидактические пособия, которые способствуют реализации поисково-экспериментальной и трудовой деятельности;
- центр познания и коммуникации детей — оснащение обеспечивает расширение кругозора детей и их знаний об окружающем мире во взаимодействии детей со взрослыми и сверстниками;
- книжный уголок — содержит художественную и документальную литературу для детей, обеспечивающую их духовно-нравственное и этико-эстетическое воспитание, формирование общей культуры, освоение разных жанров художественной литературы, воспитание любви и интереса к художественному слову, удовлетворение познавательных потребностей;
- центр театрализации и музицирования — содержит оборудование которое позволяет организовать музыкальную и театрализованную деятельность детей;
- центр уединения — предназначен для снятия психоэмоционального напряжения воспитанников;
- центр коррекции — предназначен для организации совместной деятельности воспитателя и/или специалиста с детьми с ОВЗ, направленный на коррекцию имеющихся у них нарушений;
- центр творчества детей — предназначен для реализации продуктивной деятельности детей.
3 кабинета учителей – логопедов:
Оборудование кабинетов учителей-логопедов включают: настенные зеркала, индивидуальные настольные зеркала для работы с детьми, детские столы и стулья, стеллажи и шкафы для хранения наглядно-методических пособий, развивающих игр и литературы, логопедические зонды и шпатели, магнитную доску.
Кабинеты оснащены дидактическими и учебными материалами, которые обеспечивают проведение эффективной логопедической работы.
Пространство визуально разделено на следующие центры:
- коррекции звукопроизношения -логопедические зонды на каждого ребенка, ватные диски, спирт, шпатели, ватные палочки, салфетки, картинки для правильной артикуляции;
- развития фонематических процессов — звучащие игрушки (погремушки, пищалки, свистки, дудочки, колокольчики, звучащие шары и волчки). Звучащие игрушки-заместители (запаянные контейнеры от киндер-сюрприза с различными наполнителями —горохом, фасолью, пшеном и т. п.) и т.д.;
- развития речевого дыхания — соломинки для коктейля, вертушки, поющие пузырёчки, язычки-гудки, легкие игрушки, султанчики, свечки, мыльные пузыри, перышки, шарики, игра «футбол»;
- развития мелкой моторики — разнообразные конструкторы, шнуровки, мозаики, пирамидки, матрешки, мелкие игрушки, игры с прищепками, игры с нитками, счетными палочками, семенами, сухой бассейн, чётки, трафареты, картотеки пальчиковой гимнастики, упражнений на координацию речи и движения;
- обучения грамоте «Речевечок» — игры и пособия для подготовки детей к обучению грамоте и развитию интереса к учебной деятельности, настенный и разрезной алфавит, магнитная азбука и азбука для коврографа, кубики с буквами, слоговые таблицы, карточки со словами и знаками для составления и чтения предложений, атрибуты для игры в школу, дидактические игры «Собери портфель», «В школе и в детском саду», «На уроке и на перемене», «Скоро в школу» и т. п.;
- развития связной речи — сюжетные картинки, а также серии картин, алгоритмы для составления рассказов, настольные театры и т.д.;
- развития лексико-грамматических категорий — картинный материал, подборки игровых заданий на закрепление грамматических категорий, картотек словесных игр, дидактические игры по лексическим темам: лото, домино, картотеки домашних заданий и т.д.;
- формирования ВПФ (высших психических функций) — пособия, логические домики, предметные лото, геометрические лото, пирамиды, развивающие игры на внимание и т.д.
Оснащение групп и кабинетов узких специалистов соответствует возрастным особенностям воспитанников, требованиям ОП МБДОУ №17, АОП ДО детей с ТНР МБДОУ №17 и ФГОС ДО, воспитывающему характеру обучения детей в МБДОУ №17, требованиям безопасности и надежности.
Методический кабинет:
Оборудован всем необходимым для обеспечения образовательного процесса с дошкольниками:
- нормативно-правовая база организации деятельности дошкольного образовательного учреждения;
- современные программы и технологии дошкольного образования;
- методические рекомендации по основным направлениям работы с дошкольниками;
- обобщённый положительный педагогический опыт воспитателей;
- библиотека.
Для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи специально оборудованных кабинетов не требуется.
Созданные в МБДОУ № 17 условия приемлемы для комфортного пребывания детей- инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий
Для полноценного осуществления образовательной деятельности в ДОУ функционируют объекты для проведения практических занятий:
— групповые помещения ДОУ — для проведения образовательной деятельности (занятий), организации индивидуальной работы с воспитанниками, проведения музыкальных и физкультурных занятий; утренних гимнастик, праздников, развлечений, связанных с музыкально-ритмической деятельностью детей всех возрастных групп; просмотр и показ различных спектаклей, игр — драматизаций; для проведения двигательной активности; спортивных соревнований, досуговой деятельности и т.п.
— кабинеты учителей — логопедов — для проведения коррекционной образовательной деятельности (занятий), организации индивидуальной работы с обучающимися с ТНР.
— на территории ДОУ — игровые площадки, спортивная площадка для проведения двигательной активности, утренней гимнастики, спортивных праздников, развлечений и досуговой деятельности.
Объекты для проведения практических занятий доступны для детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в т.ч. для детей с ТНР.
Для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи специально оборудованных объектов для проведения практических занятий — не требуется.
Наличие оборудованных библиотек
Библиотека в МБДОУ №17 располагается в методическом кабинете. Весь книжный фонд ДОУ условно разделен на три части и включает в себя: книги для воспитателя (методическая и справочная литература); демонстрационный материал, дидактические пособия; книги для воспитанников: произведения, рекомендованные программой, по которой работает ДОУ, сборники сказок, малых фольклорных форм, познавательной литературы, произведения русских и зарубежных поэтов и писателей, книги совместного пользования. Библиотеки детской познавательной, художественной литературы располагаются в центрах речевой активности каждой возрастной группы.
Библиотека доступна для пользования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, в т.ч. для детей с ТНР.
Наличие оборудованных объектов спорта
В МБДОУ №17 спортивный зал отсутствует, однако в группах и на игровых площадках созданы все условия для приобретения ребенком двигательной опыта в различных видах деятельности детей, развития психофизических качеств, координационных способностей, крупных групп мышц и мелкой моторики; формирования опорно-двигательного аппарата, развития равновесия, глазомера, ориентировки в пространстве; овладения основными движениями; обучения общеразвивающим упражнениям, музыкально-ритмическим движениям, подвижным играм, спортивным упражнениям и элементам спортивных игр.
Наполняемость РППС по физическому развитию: балансиры разного типа, наборы бадминтон, ворота для мини-футбола, гимнастические палки пластмассовые, гимнастические коврики, дорожки «Здоровья», дуги большие и малые, канаты. кольца гимнастические, кольцебросы, комплекты гантелей, ленты гимнастические, летающие тарелки, лук со стрелами-присосками, массажные коврики, мешочки для метания, мячи, наборы кеглей, обручи разного диаметра, скакалки, султанчики, флажки разноцветные)
На игровых площадках установлены секции с гимнастической лестницей, секции с набором элементов для игр с мячом, ворота для подлезания, дорожки балансировочные, дорожки здоровья.
Все спортивные объекты предназначены для детей дошкольного возраста, в т.ч. для детей с ТНР.
Созданные в МБДОУ № 17 условия приемлемы для комфортного пребывания детей- инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Наличие оборудованных средств обучения и воспитания
В МБДОУ № 17 имеются следующие средства обучения:
- печатные (методические и учебные пособия, детская художественная, познавательная литература, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и демонстрационный материал и т.д.);
- электронные образовательные ресурсы, мультимедиа ресурсы, сетевые образовательные ресурсы, CD – диски, дидактические пособия, наглядный демонстрационный и раздаточный материал;
- аудиовизуальные (слайды, ММ – презентации, видеоролики);
- наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные панно, магнитные доски);
- демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные);
- спортивные снаряды, оборудование;
- коррекционное оборудование для детей с ОВЗ и детей-инвалидов (дыхательные тренажеры, массажные зонды, интерактивное оборудование для пескотерапии и арттерапии).
Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, общение со взрослым и сверстниками, речевая, познавательно-исследовательская и экспериментирование, изобразительная деятельность, и конструирование из разных материалов по образцу, условию и замыслу ребенка, двигательная, элементарная трудовая, музыкальная), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка.
Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
Все средства обучения и воспитания предназначены для детей дошкольного возраста, в т.ч. для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, а также для детей с ТНР.
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
В соответствии Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2010г. N436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», вступившим в силу с 01 сентября 2012г., доступ обучающихся МБДОУ №17, в т.ч. детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к информационным системам и информационно- телекоммуникационным сетям не предусмотрен.
Для педагогов ДОО организован доступ к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям. МБДОУ №17 подключен к сети Интернет (ПАО «Ростелеком»), установлена локальная сеть у заведующего, старшего воспитателя, имеется интернет — сайт ДОО (https://mbdou17-arm.ru), организована работа электронной почты ДОО.
Официальный сайт учреждения имеет версию сайта для слабовидящих.
Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся МБДОУ №17, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – не предусматривается.
Для организации детской деятельности педагоги используют электронные образовательные ресурсы, согласно каталога методических ресурсов для педагогов МБДОУ №17.
В МБДОУ №17 общежитий и интерната нет. Плата за проживание не формируется.
О специальных условиях для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Сведения об обеспечении доступа в здания образовательной организации, в том числе в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи создание особых условий для беспрепятственного доступа в здание — не требуется.
Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья созданы приемлемые условия доступа на территорию и в здание МБДОУ № 17:
- имеется возможность беспрепятственного входа и выхода на территорию ДОО: вход и выход осуществляется с центрального входа. Справа от входа, на здании размещена вывеска с названием организации, графиком работы организации, выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля, выполненная на контрастном фоне, а так же кнопка вызова ассистента (помощника) из числа сотрудников ДОО;
- вход в здание инвалидов в коляске осуществляется через медицинский кабинет, по пандусу (в виде двух рельсов), в сопровождении сотрудника ДОО с целью оказания необходимой технической помощи;
- при входе в здание, на ступеньках обозначены контрастные ступени (нижняя и верхняя ступени выделены желтым цветом) для слабовидящих людей;
- обеспечено дублирование для инвалидов по слуху и зрению звуковой и зрительной информации (при входе в здание установлена бегущая строка);
- возможность самостоятельного передвижения, в том числе с помощью сотрудников ДОУ по территории ДОУ;
- возможность оказания помощи инвалидам для получения информации о правилах предоставления услуги;
- возможность предоставления кресла-коляски.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Информация о наличии комфортных условий в МБДОУ №17
Комфортные условия в МБДОУ №17
Наличие комфортной зоны отдыха (ожидания), оборудованной соответствующей мебелью |
С целью организации комфортной зоны отдыха в холле детского сада установлена соответствующая мебель |
Наличие и понятность навигации внутри образовательной организации |
|
Для получения информации о жизни в детском саду имеются информационные стенды для родителей. |
|
Информация о меню |
|
Доступность питьевой воды |
|
Наличие и доступность санитарно-гигиенических помещений |
|
Наличие входных групп пандусами |
|
Наличие выделенных стоянок для автотранспортных средств инвалидов |
|
Наличие стоянки для автомобилей работников организации |
На территории администрируемый МБДОУ №17 предусмотрена стоянка для автомобилей работников ДОО |
Наличие специальных кресел-колясок |
|
Возможность предоставления инвалидам по слуху (слуху и зрению) услуг сурдопереводчика (тифлосурдопереводчика) |
Учитель-логопед, Адамян Е.В., прошла обучение в «Школе жестового языка «ОБРАЗ» по программе «Русский жестовый язык»(Сертификат) |
Помощь, оказываемая работниками организации, прошедшими необходимое обучение (инструктирование) по сопровождению инвалидов в помещениях организации |
Приказ о назначении лица ответственного за работу с инвалидами в МБДОУ № 17 |
Наличие альтернативной версии официального сайта образовательной организации в сети «Интерне» для инвалидов по зрению |
|
Наличие возможности предоставления услуг в дистанционном режиме или на дому |
На базе МБДОУ №17 функционирует консультационный центр «Василёк», целью которого является предоставление психолого-педагогической, методической и консультационной помощи родителям (законным представителям), а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей. |